mysea: (красавица)
[personal profile] mysea
Оригинал взят у [livejournal.com profile] zina_korzina в Grand Мaniere самых маленьких.
  • Большой Стиль, он же - бурбонский, галантно-высокий Grand Мaniere, получивший своё развитие в эпоху Людовика XIV, явился вдруг в иной ипостаси - в сталинской, триумфальной, индустриально-пролетарской. Grand Мaniere по-русски, по-советски звучал не менее помпезно, не менее красочно, сплетая строгость классицизма и прихотливость барокко. Фасадность магистральных домов, коринфские капители рабочих клубов, торжественность декораций, за которыми, разумеется, не положено видеть проблемы. Показ не реальности, а прекрасной иллюзии... Людовик подобен то Аполлону, то Юпитеру, то самому Солнцу. Снимите с него парик-аллонж, туфли на высоких каблуках и перед нами окажется некрасивый, рано лысеющий брюнет с громадным носом. Парадный Grand Мaniere был на виду - Версаль казался золотым чертогом в лучах заходящего солнца, а фрейлины спали вповалку в захлых комнатушках. Сталинский Grand Мaniere с его подземными не то дворцами, не то - святилищами, с его портиками, колоннами, многометровыми барочными панно очаровавал и давал иллюзию абсолюного счастья. Выходя из своего общежития в районе Дангауэровки или Сокольников, и попадая в пространство рабочего клуба с колоннами, пролетарий забывал о своей неказистой жизни. Да что там? О своём происхождении. Он был гостем Короля-Солнца.

    Слон и верёвочка
  • Кадры из фильма «Слон и верёвочка».

    Как та заспанная и полуголодная фрейлина Версаля, которая всю ночь боролась с клопами, а утром стояла в очереди, чтобы умыться над единственным - правда, серебряным или даже китайско-фарфоровым - тазиком. Жизнь сложнее декорации, но и пролетарий, и фрейлина были абсолютно счастливы - они ощущали себя творцами истории, рядом с ними разворачивалось грандиозное действо. Солнце ходило совсем близко - оно могло согреть, а могло и спалить заживо. Об этом написано и сказано уже много. Поговорим сегодня о детях сталинской эпохи. Точнее, о том, как их изображали в кино. Жизнь ребёнка показывалась не сама по себе - это были не метания подростка, мучающегося первой любовью и не ещё какая-нибудь «пустыня одиночества», которая, по мнению Льва Толстого, являет собой наиболее точное определение отрочества. Даже детсадовский ребёнок, показываемый на экране, был включён в особый ритм бытия, где нет места не только одиночеству, но и свободному - личному пространству. А зачем оно нужно маленькому придворному, юному виконту - его жизнь - это Версаль! Он включён в прекрасный социум, служащий идее возвеличивания Солнца. Выходя во двор, дети попадают в некое подобие Версальского парка - кругом массивные дома с причудами, высокие арки, баллюстрады, железная ограда - разумеется, дворцовая! Вспомните двор из фильма «Слон и верёвочка», где девочки устраивают свои игры.

    Алёша Птицын
  • Кадры из фильма «Алёша Птицын вырабатывает характер».

    Эталонная чистота, шикарно одетые, сытые дети, добротный и устроенный мир. Этот мир не знает коммунальных склок, в нём невозможны клопы, продуктовые карточки, банда «Чёрная кошка», трофейное барахло и прочие превратности послевоенного быта. Только отглаженные фартучки, ровные проборы, белые носочки. Но самый примечательный фрагмент - это разговор бабушки и внучки, точнее - бабушка поёт песню о своём детстве. Мол, она тоже прыгала со скакалкой, правда, это было давным-давно. Перед нами кадры воспоминаний - оказывается, бабушка главной героини вовсе не может похвалиться рабоче-крестьянскими корнями! Перед нами маленькая барышня, чья гувернантка (или пожилая родственница?) сидит на лавочке в парке. Вдали прогуливаются дамы в шикарных туалетах. Мало этого! В кадре мы видим не 1890-1900-е годы, что было бы логично, если учитывать возраст бабушки и время действия, а 1850-е! Эпоха кринолинов. В истории искусств - Второе Рококо, последний вздох аристократической культуры. В.Паперный в своей книге «Культура-2» говорит о том, что сталинское искусство часто обращалось не к истории, как таковой, а к Вечности. Вечность была, как Будущим (светлым и прекрасным), так и Прошлым (откуда надо взять всё лучшее). Но вернёмся, однако, к нашим детям, хотя, если быть точными - к нашим мамам и бабушкам, которые тогда были детьми. Какие примеры они видели на экране? Сказать - положительные - это ничего не сказать. Эталонно-классические.

    Алёша Птицын-2
  • Кадры из фильма «Алёша Птицын вырабатывает характер».

    Причём, как и положено в рамках классицизма, человек обязан быть носителем высоких добродетелей. А поскольку в побобных произведениях нужен непременный конфликт личной слабости и личного же долга, то в начале повествования юный пионер или девочка-дошкольница должны выглядеть не самым презентабельным образом. Алёша Птицын - толст, ленив и во всём полагается на бабушку. Он знает, что так жить нельзя, но лень пока ещё перевешивает. Примером ему служит старшая сестра Галя - образцовая пионерка, взятая с плаката или из учебника. Родители Алёши - тоже не пролетарии. Они аристократичны, интеллигентны, обедают в личной столовой за большим круглым столом. Алёша учится в такой же образцово-показательной гимназии, ах, простите, конечно же в советской школе, где мальчики носят форму и учатся быть твёрдыми и честными, как дворянин Володя Ульянов из рассказа, предложенного им для разбора. В ходе повествования юному виконту, ах нет, простому московскому школьнику, предстоит научиться главному - отвечать за свои слова, делать всё вовремя и - главное - уметь жертвовать личным ради общественного. Кстати сказать, Алёша Птицын весьма галантен - он общается с маленькой Сашенькой, как барчук с графинечкой на детском празднике в танцклассах Йогеля. Алёша Птицын не просто так, - «Алёша Птицын вырабатывает характер».

    Первоклассница
  • Кадры из фильма «Первоклассница».

    Такими же принцессами глядят и девочки из культовой картины «Первоклассница». Маруся Орлова и её подруги ничем не хуже барышень из сентиментальных книжечек Лидии Чарской. Кстати, именно повести Чарской были в большой моде у сталинских гимназисток - эти книги не переиздавались, но чудом сохранились в личных библиотеках. Марусе тоже предстоит пройти путь от хорошей, но слегка расхлябанной и чрезмерно эмоциональной девочки до благонравной и послушной барышни. Добродетель - прежде всего! Послушание и преданность Королю - вот главное в системе под названием Grand Мaniere, а служение Королю начинается с уважения к первой учительнице. Дети из уникального по своей композиции фильма «Здравствуй, Москва!» действуют в той же системе координат. Перед нами мальчики из ремеслухи, которые, меж тем, вальсируют, пишут стихи, знают Бенвенуто Челлини и считают правду - единственным мерилом любого дела. Кстати, фильм выстроен в точности, как выстраивались барочные постановки времён Людовика XIV - повествование перемежается музыкальными вставками, никак не связанными с основным повествованием. Точнее, авторы создают эту связку искусственно - нам показывают красочные выступления учащихся на фоне разговора писателя с директором училища. Но поскольку мы находимся в пространстве Большого Стиля, эта связка не выглядит искусственной, а находится на своём месте. Поэтому уникальность композиции тут спорна - это уже было, но во времена другого Большого Стиля.

    Здр.Москва
  • Кадры из фильма «Здравствуй, Москва!».

  • Итак, путь служения, добродетелей, дворянской (!) чести, ибо честь, она прививается только дворянам - всё это было нормой в воспитании ребёнка сталинской эпохи. Дворцы-клубы, гимназические фартучки, лёгкая манерность общения, куртуазное отношение к девочкам со стороны мальчиков - всё это лилось с экранов и заполняло дидактическое пространство эпохи. Жизнь была сложной и даже голодной, но разве это повод? Вот Людовик XIV, наверняка, оценил бы по достоинству финальный выход в киноленте «Здравствуй, Москва!», где юные герои шагают по лестницам, будто исполняют церемониальный танец в королевском балете «Триумф Аполлона».

  • Отрывок кинофильма «Слон и верёвочка». Обратите внимание на антураж из воспоминаний бабушки!


  • Date: 2012-12-18 07:11 pm (UTC)
    From: [identity profile] para-ptichek.livejournal.com
    Спасибо за такую замечательную киноэкскурсию.
    Как мне кажется это как раз пример "магического мышления" когда прошлое-настоящее-будущее не перетекает друг в друга последовательно, а соприсутствуют в сознании зрителя одновременно - тут тебе и французская революция и декабристы и Володя Ульянов и некий сосед по парте. Как вот сейчас все советское из разных времен прессуется в некий мифологический монолит "СССР" где одновременно и победа в ВМВ и Брежнев-генсек и Гагарин и собственное детство.
    Про "ремеслуху" позволю себе заметить из семейных архивов - мой дядя в ней учился всего год, но сохранил много друзей считай до старости - сейчас ему за восемьдесят, вот он говорит что именно в послевоенных ремесленных были учащиеся из очень разных социальных слоев, не только "урки – босота - потомственные пролетарии" - были и "сироты войны" и родня репрессированных - ребята с высоким культурным уровнем, которые и на роялях играли и начитанные, и могли вполне знать Челлини. Но в реальности этот культурный разлет выплескивался в жестокие драки.

    December 2012

    S M T W T F S
           1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 1112 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31     

    Most Popular Tags

    Style Credit

    Expand Cut Tags

    No cut tags
    Page generated Jul. 20th, 2017 06:38 pm
    Powered by Dreamwidth Studios