mysea: (Default)
mysea ([personal profile] mysea) wrote2011-01-13 09:02 pm
Entry tags:

Немного о тяжелом бремни угнетаемого самодержавием поэта.

При приеме Пушкина на службу в Государственную Коллегию Иностранных Дел Пушкину был назначен оклад в размере 5000 рублей, что соответствовало в те времена окладу заместителя директора департамента министерства или губернатора .
К тому же, как выясняется, хотя Пушкин состоял на службе в Коллегии иностранных дел, официально зарплату он получал не из финансовых фондов МИДа для выплаты жалования её сотрудникам, а из специального фонда Николая I в министерстве финансов.

[livejournal.com profile] plavskiy_57

Re: Но

[identity profile] mysea.livejournal.com 2011-01-15 10:48 am (UTC)(link)
http://community.livejournal.com/nicholas_i/196392.html#cutid1
http://community.livejournal.com/nicholas_i/103994.html
http://community.livejournal.com/nicholas_i/82355.html
Автографы правок НП что-то не могу пока найти, хотя , точно, я их выкладывала.

Re: Но

[identity profile] valya-15.livejournal.com 2011-01-15 11:13 am (UTC)(link)
Большое спасибо, в принципе, я это знала - кроме урыльника. Конечно, это здорово. ;-)(Граф над урыльником погруженный в грезы о новой влюбленности - это было бы что-то. :-) Однако необхдимо признать, что благодаря учтенному замечанию джентльменские черты его усилились.)
Я просто знаю большую статью об истории создания "Медного всадника" - вот тут (http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/selected/mvs/mvs-147-.htm) она лежит. Там сказано о правках Николая, но, может быть, не все сказано? (Я прошу прощения, что она большая).
А насчет нарушенного слова, боюсь, что Пушкин нарушил его именно как дворянин древнейшего рода (как он мыслил) - потому что, с точки зрения Пушкина честь дворянина и связанные с ней вопросы абсолютно юрисдикции монарха не подлежали. Далеко не он один так думал и не только потому, что был Пушкин - это некоторое время назад было предметом моих исследований, уже оттуда, окольным путем, я вышла на пример Пушкина.

Re: Но

[identity profile] mysea.livejournal.com 2011-01-15 04:49 pm (UTC)(link)
В том-то и проблема, что Пушкин нарушил слово чести, данное монарху, и понимал, что прощения ему нет. Потому и был так рад на смертном одре прощению императора.
Насчет чести : царь же попросил его только дать слово, что он не будет драться, не уведомив предварительно царя. Царь НП берег Пушкина не только как величайшего русского поэта, но и как главу русской партии при дворе, то есть видную политическую фигуру. Пушкину просто не следовало давать своему монарху слова чести. Петропавловка ему не грозила за отказ.

Re: Но

[identity profile] valya-15.livejournal.com 2011-01-15 11:49 pm (UTC)(link)
Я эту же проблему вижу немного по-другому. Думаю, что Пушкин, сознательно или нет, давая слово, а потом его нарушив, уподобился своему же литературному герою Петру Гриневу, который перед дуэлью со Швабриным сперва показательно помирился с ним у коменданта, потому что комендантша Василиса Егоровна, к которой он относился очень хорошо, на этом настаивала, а потом все-таки дрался с ним, более того, сам первый сказал Швабрину: "Наше дело этим кончится не может" (С). Комендантская чета - не монаршья особа, но в данном случае выступает как ее представители.

Ну, Вы сравнили, так сравнили!

[identity profile] mysea.livejournal.com 2011-01-16 09:36 am (UTC)(link)
Слово чести нерушимо, слово дворянина, данное своему монарху - это то же самое, что клятва Богу.

Re: Ну, Вы сравнили, так сравнили!

[identity profile] valya-15.livejournal.com 2011-01-16 04:29 pm (UTC)(link)
Спасибо :-), но только, к сожалению, в этом конкретном случае с т.з. Пушкина это было не совсем так. :-)
С его точки зрения дать монарху слово вообще - это в точности так, как Вы сказали. Но дать такое слово, которое означало бы позволить монарху как-то вмешаться в дела его чести и воспрепятствовать дуэли - это означало нарушить страшный и ужасный категорический императив, расписаться как раз в том, что он не дворянин и не мужчина. По его, и не только его представлению, вопросы своей чести дворянин должен решать только самостоятельно. Для него это было то же самое, что для нас с Вами - неотъемлемые права человека. Только у нас - права, а у него - обязанность. Отчасти поэтому дуэли и сохранялись, и были так распространены, несмотря на законодательный запрет и всем известное отрицательное отношение императора.
Петя Гринев тоже так думает, хотя отлично знает, что слово чести нерушимо, да и Василиса Егоровна с него слова чести не требовала. :-) Но, боюсь, когда Пушкин придумывал эту милую сценку, он не предполагал, что на месте милой старушки-комендантши в его случае окажется император.
P. S. Я понимаю, что я жутакя-прежуткая зануда и так далее, но дело в том, что по некоторым причинам личного характера, Пушкин занимает довольно важное место в жизни моей семьи. Ну, и раз он принимает во мне участие, то и я тоже в нем принимаю. :-) А его "дуэльную" тему я подняла буквально случайно в связи с исследованиями даже совсем в другой области. Моим главным источником был Лотман, "Беседы о русской культуре", но не только он.
И, наверное, я тоже на эту тему сделаю отдельный пост, потому как чувствую, что болтливость моя возрастает.